Налоговая консультация по налогу на прибыль

26.08.2014

Ключевой проблемой во взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов, осуществляющих проверку расчетов по налогу на прибыль, является проблема подтверждения экономической обоснованности расходов.

Цена вопроса – уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль за счет увеличения ее расходной части, что означает, в конечном счете, уменьшение налоговых обязательств по налогу на прибыль.

С позиций Высшего арбитражного суда, уменьшение налоговых обязательств представляет собой налоговую выгоду, которая может быть как обоснованной, так и необоснованной.

Задача налогоплательщика – обосновать целесообразность своих расходов с позиций получения конечного результата – роста доходов компании. Именно так трактуют налоговые органы экономическую обоснованность расходов – как направленность расходов на получение доходов.

При этом, с позиций налогового планирования, уменьшение налоговых обязательств путем увеличения расходов должно находится в рамках закона.

Стоимость консультации по оптимизации налогообложения составляет от  1 000 руб.

Набережная реки Фонтанки

Например, законными способами снижения расходов является создание резервов, так как отчисления в них включается в состав расходов.

Налоговый кодекс предоставляет в этом отношении большие возможности – это

Резерв по сомнительным долгам:

Долги контрагентов, перед которыми у самой компании есть просроченная кредиторская задолженность.  

В этом случае можно списать задолженность партнера путем взаимозачета. Причем в одностороннем порядке (ст. 410 ГК РФ РФ). Резерв необходимо создавать только в той части долга контрагента, которая превышает встречную задолженность компании. Иначе контролеры признают расходы в виде отчислений в резерв необоснованными

В ситуации, когда взаимозачет встречных долгов невозможен (например, на это есть запрет в договоре), при расчете резерва сомнительной можно считать полную сумму долга контрагента.

Письмо ФНС России от 16 января 2012 г. № ЕД-4-3/269@

Задолженность контрагента при перечислении аванса в счет поставки товаров (работ, услуг)

Письмо Минфина России от 8 декабря 2011 г. № 03-03-06/1/816

Суммы штрафов за нарушение условий договоров

Письмо Минфина России от 15 июня 2012 г. № 03-03-06/1/308

Задолженность по договорам займа, включая проценты, а также по сделкам уступки права требования

Письма Минфина России от 05.03.2012 №03-03-06/4/17, от 12 мая 2009 г. № 03-03-06/1/318

Долги по договорам аренды или лизинга. Данную задолженность можно считать сомнительным долгом, только если сдача имущества в аренду или лизинг – это основной вид деятельности компании. И доходы от этих договоров организация согласно учетной политике учитывает в составе доходов от реализации. А не внереализационных.

Письма Минфина России от 21 октября 2008 г. № 03-03-06/1/594, № 03-03-06/2/145

Проценты отчислений в резерв установлены Налоговым кодексом РФ

 

 П.4 ст. 266 НК РФ.

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.

 

Общая сумма резерва не ограничена

Общий размер резерва не может превышать 10 процентов от выручки

Показатель выручки определяют без учета НДС. Письмо Минфина России от 12 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/745.

 Ломоносовский мост Санкт-Петербург

 Резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию

Резерв создают организации, которые при реализации товаров берут на себя обязательства по бесплатному их ремонту и обслуживанию в течение гарантийного срока.

Порядок формирования резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию для целей налогообложения прибыли регулируется ст.267 НК РФ.

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков

Ст. 324.1 НК РФ установлен порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет . Необходимо определить способ резервирования, предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв.

Резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств.

В соответствии с п.2 статьи 324 Налогового кодекса Российской Федерации  организации, образующие резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывают отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых организацией самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.


Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств.

Резерв не может образовываться только по одному из нескольких объектов основных средств.

Предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт за последние три года.

Предельная сумма отчислений в резерв на ремонт основных средств определяется следующим образом. Сумма средств, израсходованных на проведение последнего ремонта, делится на три года. Полученная таким образом средняя величина расходов увеличивается на сумму отчислений на финансирование особо сложного и дорого ремонта, в том налоговом периоде, в котором этот ремонт будет осуществляться.

Если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств накопление средств для финансирования особо сложного и дорогого ремонта осуществляется в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается.

Домик Петра I СПб

Законным способом уменьшения налогооблагаемой базы является использование ускоренной амортизации путем применения повышающих коэффициентов к основной норме амортизации (статья 259.3 НК РФ), и применения так называемой «амортизационной премии».

 Размер амортизационной премии по основным средствам, входящим в третью – седьмую амортизационные группы составляет - 30%, в отношении иных амортизационных групп применяется 10-процентный размер амортизационной премии.

Однако и в этом случае следует соблюдать осторожность: для включения таких расходов в налоговую базу необходимо строго соблюдать установленные Налоговым кодексом условия для их применения. Одним из таких условий является отражение возможности таких расходов в учетной политике организации, которая сама по себе является инструментом налогового планирования.

Предлагаем для Вас услуги по разработке учетной политики организации с учетов Ваших отраслевых особенностей хозяйственной деятельности. Тел. 8 911 818 03 77

Другие советы
Яндекс.Метрика